Теоретические положения о ката
Ката развивает
много качеств, которые не могут развить свободное кумите или базовая техника, а
именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнёра;
наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность
повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой
подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но
открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит
источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с
партнёром из-за высокой степени вероятности травмирования.
Каждая ката
обладает определённой информацией, которая специалистами считается присущей
только ей. Однако в определённой степени все ката связаны между собой.
Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику что и начальная
часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных
ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля
Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приёмы,
являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки.
Основная
группа ката в стиле Шотокан - это Канку Дай (главная) Бассай Дай, Дзион, Эмпи,
Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении в эту группу все 5 ката Хейан,
которые распологаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все
вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему
информации стиля Шотокан.
Спортсмены,
овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые
ката, интересные и уникальные сами по себе, '' выпадают '' из системы ката
Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и
некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан. Они
были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодаря своей
технической ценности и практическим действиям.
Ката Унсу, в
принципе, имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и
приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки -
может быть связана с ката Дзион.
Ката Сочин
может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката
присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
Ката Нидзюшихо
слабо увязывается с Унсу, связана с Дзион.
Какая бы ката
ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показателем
методологии и исполнительской техники и определяет направление в целом.
Некоторые ката
постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект
наблюдается с 1980-х годов. Карате почти полностью трансформировалось в
спортивное направление, основной целью изучения ката стала эстетика исполнения.
И очень немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и
техник в ката. В основном по этой причине наиболее "представительные"
по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то
время как другие, которым "не повезло", постепенно отошли и отходят в
небытие.
Например, Унсу
и сочин регулярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень
популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам
и мощным ударам и блокам руками.
Другие ката,
не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже.
Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приёмов,
осваивается за короткий промежуток времени и всё реже присутствует в программах
соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М. Накаямы "Best
Karate", но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо -
ещё один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
Ещё одной
причиной снижения популярности у исполнителей определённых ката стало
увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В связи с
этим возросла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката,
по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.
Поскольку
ката, наравне с кихоном, являются основным методом освоения боевой техники и
доведения её до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические
действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение -
единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и
скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в
Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения
знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал
практических боевых действий.
Ката содержит
в себе набор определённых технических
действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых -
поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два
названия - "Бункай" и "Ойо".
Бункай
означает "анализ","подробное рассмотрение элементов ката".
Термин Бункай правильнее использовать в значении "разобрать весь комплекс
техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно".
Ойо означает
"практическое назначение, применение элементов ката". Термин Ойо
правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов
в разных конкретных ситуациях.
Первоначальные
назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные
записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда
произошли ката и составляющие их технические приёмы.
|